ИГУМЕН САВВА СКАЗАЛ МНЕ: «СИМПАТИЧНЫЙ ТЫ МАЛЬЧИК, НО КАК БАРАШКА»
Юрий Павлович Вяземский
Дорогие друзья, в каком-то смысле я родился и вырос в Печорах. Телом родился в Ленинграде на Васильевском острове, а духовно — здесь, благодаря близким мне родственникам.
Была у меня двоюродная бабушка Вера Михайловна Вяземская, что покоится сейчас на территории Псково-Печерского монастыря в Дальних пещерах под именем инокини Варвары, потому что она приняла постриг, хоть жила и не в монастыре, а дома.
Удивительная была женщина с характером настоящей Вяземской: очень суровая. Всё время хотела меня обратить в христианство. Я ей говорил: «Дорогая Верочка (так она велела её называть), я же комсомолец. У нас другая вера, другие принципы». Но с ней спорить было совершенно невозможно. Я сам Вяземский и знаю, как со мной сложно спорить. Но Верочка всё равно водила меня сюда, в Печоры.
Жил здесь удивительный игумен Савва. Вот она и решила, что он станет моим духовным наставником. Отец Савва был на редкость симпатичным и ласковым человеком. Именно симпатичным — хоть я и понимаю, что, наверное, нехорошо так говорить про игумена. Но от него вот эта симпатия шла, причем с хитринкой, — он говорил:
— Такой симпатичный ты мальчик, но ты как барашка: она тоже очень симпатичная, но у неё души нет. Ты крестись, чтобы душа появилась.
Но на меня всё это не действовало. Я активно сопротивлялся, поэтому Верочка сходила в монастырь, проконсультировалась с кем-то и решила меня… сама крестить. Она не священник, крестить меня, естественно, не могла, но ей сказали: «Представь себе, что ты и он в пустыне. Там священника не найдёшь. А крестить и обращать к вере всё равно нужно. Поэтому крести его хоть песком, а потом, может быть, его, полукрещёного, кто-то и миропомажет».
А у Веры Михайловны был сын, также похороненный ныне на территории Псково-Печерского монастыря, звали его архимандрит Феодосий. С одной стороны, он мне родственник, с другой — мой наставник. Теперь я молюсь о нем как о своем духовном отце. И именно отец Феодосий ещё в советское время приехал к нам и крестил не только меня, но и моих жену и детей, крестил и миропомазал.
Сегодня, когда я приехал в монастырь и увидел эту праздничную Божественную литургию, у меня вдруг возникла мысль о том, как бы была рада Верочка, увидев, что её Юра не только крестился, но стал ещё и членом Патриаршего совета по культуре, что у него друг — владыка Тихон, что я исповедуюсь и причащаюсь. Как бы она был рада, моя Верочка!.. И тем более — архимандрит Феодосий!
И вслед за этой мыслью явилась другая мысль: а почему ты решил, что они всё это не видят?! всё это не чувствуют?! Иисус, наверное, для того и взошёл на Крест, чтобы не было мертвых, но были все живы — только в разных местах. Всего вам самого хорошего! Христос воскресе!
ПРОЧИТАТЬ НА САЙТЕ:
https://pravoslavie.ru/145917.html